coldyn (coldyn) wrote in ru_designer,
coldyn
coldyn
ru_designer

Categories:

Эволюция пользовательских интерфейсов ОС с 1981 - 2009 годы

Мы взаимодействуем с компьютером через интерфейс. Без простого и понятного интерфейса многие из нас бы никогда бы не смогли работать за компом. Сейчас все просто, но развитие отношений между компьютерам и человеком имеет длительную и интересную историю.

 

Графи́ческий интерфе́йс по́льзователя (ГИП, англ. graphical user interface, GUI) в вычислительной технике — система средств для взаимодействия пользователя с компьютером, основанная на представлении всех доступных пользователю системных объектов и функций в виде графических компонентов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.). При этом, в отличие от интерфейса командной строки, пользователь имеет произвольный доступ (с помощью клавиатуры или устройства координатного ввода типа «мышь») ко всем видимым экранным объектам.

Впервые концепция ГИП была предложена учеными из исследовательской лаборатории Xerox PARC в 1970-х. В 73-м году ученые из это лаборатории разработали концепцию графического интерфейса WIMP (Windows, Icons, Menus, Point-n-Click). В рамках этой концепции создаётся компьютер Alto, для которого и была создан первый интерфейс (см. картинку № 1). Alto, конечно же, не стал коммерческим продуктом, но он широко использовался в университетских кругах. До сих пор при разработке дизайна ГИП никто не отходит от концепции WIMP.
Xerox Alto, 1973

1981 - 1985

В 1981 Xerox пытаются сделать коммерческий продукт из Alto, запустив его "преемника" - Xerox 8010 Star. Это был прорыв по части ГИП - можно было работать с окнами (они без проблем перекрывали друг друга), к иконкам можно было применить "двойной щелчок".
Xerox 8010 Star, 1981

В 83-ем Apple выпустили компьютер Lisa, который запомнился не только фирменным дизайном, но и ОС Apple Lisa OS 1,  которая привнесла такие новшества как выпадающие подменю. Lisa, правда, не снискала большого успеха, так как вся слава досталась другому детищу Apple - Macintosh. В 83-ем и 84-ом выходили апгрейды Lisa, но они не касались ГИП.
Apple Lisa OS 1, 1983

В 84-ом появляется первая графическая оболочка для IBM PC - Visi On от компании VisiCoprt. По сравнению с ОС Lisa - это было жалкое зрелище - в Visi On не было иконок, меню, лишь раздельные окна.
VisiCoprt Visi On, 1984

В том же году появилась и первая ОС для Macintosh, который и стал первым по-настоящему успешным компьютером. С точки зрения ГИП были следующие иннновации: система drag-and-drop, появился "рабочий стол", графические утилиты (desk accessories), которые выполняются параллельно с основным графическим приложением и фактически, на уровне операционной системы, представляют собой разновидность драйвера.
Apple Mac System 1.0, 1984

В 1985 выходит первая цветная ОС - Аmiga Workbench для Commodore.  Помимо перехода в цвет у Аmiga Workbench были и другие новшества - настраиваемый вид указателя мыши, анимированные иконки. В этом же году Microsoft выпускает Windows 1.0 - "предка" будущей популярнейшей ОС. Из  особенностей отметим: невозможность расположения окон внахлест, а только изолированно друг от друга, и выделение внизу экрана особой области для иконифицированных окон программ, недоступной для размещения прочих элементов интерфейса. 
Amiga Workbench 1.0, 1985

Microsoft Windows 1.01, 1985

 В этот же период и Atari "обретает" графическую оболочку - GEM (Graphical Environment Manager), изначально разработанную Digital Research для омпьютеров на базе процессора 8086 под управлением ОС DOS. Но GEM ничем особо не запомнился пользователям.

GEM, 1985

1986 - 1990

 Silicon Graphics IRIX 3.0 (первый релиз - 1984, второй - 1986) - 64-битная ОС Irix была разработана для UNIX.  Одна из главных особенностой - поддержка векторных иконок. 

Silicon Graphics IRIX 3.0, 1986

GEOS (Graphic Environment Operating System) была выпущена 86-ом компанией Berkeley Softworks (позже - GeoWorks). GEOS была разработана для Commodore 64 и включала в себя такие инновации как: текстовый редактор geoWrite и графический редактор geoPaint.

GEOS, 1986

 В 87-ом вышла Windows 2.0x, совершившая прорыв в работе с окнами: можно было менять их размер, работать в нахлест.

Windows 2.0x, 1987

 1988 0 Microsoft-IBM OS/2 1.1, 1988. Разработанная двумя компаниями ОС была "заточена" строго под презентационные нужды - окна были вновь жестко фиксированы и неподвижны, цветовая гамма - монохромна. 

Microsoft-IBM OS/2 1.1, 1988

Главное же событие этой эпохи развития ГИП - выход
NeXTSTEP, которой предписывается работать на компьютерах NEXT- новом проекте Стива Джобса, которого к тому моменту же "попросили" из Apple. Молниеносная обработка графики, крупные иконки, приятное цветовое оформление. Многое из заложенного в NeXTSTEP стало основой для следующих ОС от Apple.

NeXTSTEP / OPENSTEP 1.0, 1989

1990 выход в свет  Windows 3.0. Именно в этой системе появляется приложение Program Manager - размещение всего и вся в строго означенных папках. Окна работают на 5 с плюсом. Впервые можно ставить высокое расширение для монитора - Super VGA 800×600 и 1024×768. Впервые для прорисовки икон был нанят дизайнер - ей стала Susan Kare.

Windows 3.0, 1990

1991 - 1995

В 1991 релиз Workbench 2 для Amiga A3000. На всю катушку впервые использована 3-D графика, переработана система меню. 

Amiga Workbench 2.04, 1991

 Mac OS version 7.0 (1991 г.) стала первой ОС от Apple в цвете. В 92-ом вышла обновлення Windows 3.0 - сразу "включен" в пакет к ОС набор шрифтов (что делает по-настоящему возможным становления компьютера как издательской платформы), а так же впервые цветовая гамма разработана таким образом, чтобы люди, которые слабо различают цвета, могли без затруднений работать за компьютером.

Mac OS System 7.0, 1991

Windows 3.1, 1992

В 92-ом IBM выпускает OS/2 2.0, насквозь 32-разрядную операционную систему. Новый интерфейс являет собой объектно-ориентированную разработку, неразрывно связанную с самой операционной системой.

IBM OS/2 2.0, 1992
 

Ну и 1995 - эпохальная (хотя, наверное, многим изрядно потрепавшая нервы) Windows 95.  Инновация было множество, ведь инновационным был сам подход к разработке интерфейса -  над его созданием, помимо программистов, работали психологи, биологи, физиологи и представители других профессий, на первый взгляд совершенно не связанных с информационными технологиями. Казалось бы, почему в Windows 95 системный лоток с часами находится по умолчанию справа внизу? Оказывается, потому, что человек эффективнее воспринимает информацию, расположенную "правее", чем "левее". Для огромного количества людей Windows 95 оказывается первой операционной системой. И не случайно интерфейсы всех последующих версий Windows схожи между собой - так большинству из нас легче ориентироваться при работе.


 

1996 - 2000

В  IBM OS/2 Warp 4 (1996 г.) появился рабочий стол, корзина (правда, файлы удалялись сразу без возможности восстановить их, как в Windows).

OS/2 Warp 4, 1996

1997 - вышла новая Mac OS 8, в которой впервые появились изометрические иконки, а так же использована ставшая фирменной для Apple серая гамма для окон меню.

Mac OS System 8, 1997

 1998 -Windows 98, продолжение 95-го. Заметно влияние Интернета - делать представление интернет-сайтов, удаленных хранилищ данных и локальных накопителей совершенно прозрачным для пользователей. Идея опережает время - на момент выхода Windows 98 такая возможность, реализованная при помощи браузера Internet Explorer 4, требует недюжинной вычислительной мощности - попросту говоря, интерфейс заметно "тормозит".

Windows 98, 1998

В этом же году выходит KDE 1.0 - попытка придать "человеческий облик" перационным средам семейства Unix. Каждый пользователям может собрать интерфейс под себя, правда это требует высокий уровень компьютерной грамотности.

KDE 1.0, 1998

Аналог KDE 1.0 (1999) GNOME - изначально был разработан для Red Hat Linux, хотя позже был доработан и для всех видов Linux.

GNOME 1.0, 1999
 

2001 - 2005

 Apple Mac OS X 10.1 (2001 г.) - вызвала много недовольства у пользователей, отчасти из-за больших изменений - по вкусу не пришлись новое оформлнение в aqua-стиле, укрупненные и полупрозрачные иконки.

Apple Mac OS X 10.1, 2001

В том же году вышел XP - новая веха в части прорисовки и дизайна. Каждый пользовался и долго на этом задерживаться не стоит.

Windows XP Professional, 2001

 KDE 3 (2002) - чистенький и приятный дизайн.

KDE 3, 2002
 

 Vista (2007) - задействована больше 3D-графики, анимации, реализованы виджеты, "прозрачные" окна.

Vista, 2007

Эти же характеристики по части ГИП (что и у Vista) относятся к Apple Mac OS X 10.5 Leopard, только быть может Apple переплюнули в интерактивности.

Apple Mac OS X 10.5 Leopard

 Новые версии двух систем, которые каждый пользователь может настроить под себя, GNOME 2.24 (2008) и KDE 4.0 (2009) двигаются по аналогии - больше 3D, интерактивности, виджетов, анимации. Пока это промежуточный итог эволюции пользовательских интерфейсов, но не финал. Так что нас впереди ждут еще инновации ГИП.

GNOME 2.24

KDE (v4.0 Jan. 2008, v4.2 Mar. 2009)

источник


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →